Должен признаться, к своему стыду, труды Льва Гумилёва я не читал. Хотя что тут стыдиться - невозможно объять необъятное, разве все, что стоит читать, возможно прочесть?
Впервые я про Гумилёва услышал от добровольцев, которые ездили со мной в детские дома. Было это году в 2000-м. Они мне пытались объяснить про какую-то связь между теориями Гумилёва и тем, что я делаю. Говорили что-то про пассионарность.
В то время тексты в таком изобилии в интернете ещё не выкладывались, чтобы найти, что хочешь, и прочесть, а позже мне было уже не до этого, да и не будешь всё время в голове держать.
Периодически я натыкался на посылы к теориям Гумилёва в разных умных книжках разных умных авторов. Но мотивации восполнить пробел в познании не возникало. Скорее всего, срабатывала антидепрессантная защита: какой смысл читать про то, с чем в нашей стране стало совсем плохо? Есть ли смысл читать про пассионарность, если окружающая действительность без всяких теорий говорит, что пассионарность если и была, то протухла еще в прошлом веке? Тут читатель может задаться справедливым вопросом: как можно рассуждать о пассионарности, если я не читал Гумилёва? Ну, что тут скажешь?
- Сара, ты знаешь, Карузо картавит?
-Да ты шо?
-Да-да! Мне Мойше напел!
Мне про теорию Гумилева "напели" ребята в 2000-м году, а далее, по контексту, в котором упоминалась теория в разных источниках, становилось понятно, о чем речь.
Я вообще, думал, что Гумилёв жил и творил до революции, и только вчера (05.04.2009), наткнувшись на библиографию произведений Льва Гумилиева, я обнаружил, что первое произведение датировано 1948 годом, а последние - 1992-м!!! Вот уж не ожидал!
Собственно, к чему я это всё? Видно, Гумилёва прочитать все-таки придется. Как-то чаще стал я на него натыкаться. Ассоциации идеологии murzik.ru и посылов к Гумилёву причудливы. Одним из стержневых лозунгов идеологии murzik.ru является следующий:
"Делай что должен, и будь что будет!"
фрагмент беседы из телепрограммы "Православная энциклопедия":
Ведущий – священник Алексий Уминский:
– Не кажется ли Вам, что то, что вы делаете, это капля в море и не может в корне изменить ситуацию с брошенными детьми в нашем жестоком мире?
Герман Пятов:
– Капля за каплей, вода камень точит. Думаю что нет необходимости размышлять, сможешь ли что - то изменить. Просто: делай что должен, и будь что будет.
http://www.sedmitza.ru/text/403425.html
http://www.izvestia.ru/online/article131385
http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=16&tek=13796&issue=173
Я знаю, что выражение "Делай, что должен, и будь что будет" использовалось как средневековый рыцарский девиз, хотя, не исключаю, что возникло оно раньше, в древнем Риме или древней Греции. Попытка найти происхождение данного лозунга через интернет дала смешные результаты - на каком-то форуме приписывали авторство мне (очевидно, нашли в интернете информацию по ссылкам, которые я привел выше).
В настоящее время читаю роман Е.С. Красницкого "Отрок". Я вообще на самиздат частенько хожу, чтобы отвлечься от реалий сегодняшнего дня. Так вот, у Красницкого этот девиз: "Делай что должен, и будь что будет" чуть ли не в каждой главе встречается, я бы сказал, даже слишком часто. И обращение к теме пассионарности тоже есть, хотя реже. И автор сводит, вполне обоснованно, одно с другим. Выглядит это так: "Будь тем, кем ты должен быть"
"- Правильно, Мишаня, учиться надо, но не с внешности начинай, а с внутренней сущности. Ощути себя наследником древнего рода, продолжателем дел славных предков, частицей великого народа славянского, внуком Божьим! Возгордись этим и тут же смирись. Смирись с тем, что ты не волен в ни своих поступках, ни в поведении, ни в речах, ни во внешнем виде. Смирись с тем, что всегда и во всем, даже в мелочах, даже в самое краткое время, даже тогда, когда тебя никто не видит, ты должен быть достоин своего места в жизни, как бы трудно это ни было. В любых бедах: болезнях, поражениях, скудости, отчаянии - сумей соблюсти достоинство. Тогда спина сама выпрямится, и голова поднимется, и о руках думать не нужно будет, и каждый увидевший тебя все поймет без слов. Это трудно, очень трудно, иногда, невыносимо, но если в народе нет таких людей, не будет и ничего вообще.
- "Прямо по Гумилеву: "Будь тем, кем ты должен быть". Только не та сейчас на Руси фаза этногенеза. Промахнулись Вы, мадам, лет на шестьсот, минимум. А может и не промахнулись, а совершенно правильно чувствуете недостаток пассионариев - носителей императива: "Будь тем, кем ты должен быть"?”
http://zhurnal.lib.ru/k/krasnickij/otrok5.shtml
Теперь, думаю, логическая связь между murzik.ru и Гумилевым понятна:
"Будь тем, кем ты должен быть" и "Делай, что должен, и будь, что будет".
Вообще, обращение к идеям Гумилева и теме пассионарности (осознанное или неосознанное) характерно для всех, кто, как и Солженицын, пытается рассуждать на тему "Как нам обустроить Россию". Каждый делает это по-своему. Е.С. Красницкий - в мягкой и ненавязчивой форме фантастического романа, который с равным успехом могут читать взрослые и дети, Беркем Аль Атоми - в форме теорий, идейное содержание которых близко к фашистским ("у стада должен быть хозяин":
http://zhurnal.lib.ru/b/berkem_a_a/barany2.shtml
Кстати, в прениях по вопросу "все ли вокруг бараны, или встречаются иногда и мурзики" я и нашел ссылку на библиографию трудов Льва Гумилёва:
http://gumilevica.kulichki.net/matter/Article15.htm
Так что польза бывает и от никчемных дискуссий.
Резюмирую: то, что делают Мурзики (Murzik.Ru) изначально выходило за рамки благотворительности - и по форме, и по содержанию. С течением времени, погружаясь в изучение причин и следствий социальных неблагополучий в современной России, наша деятельность направлялась не на затыкание дыр, а на обустройство России - пусть даже в масштабах всего лишь сотни детских домов. Мы не закармливаем сирот подачками, мы делаем из них НАСТОЯЩИХ ЛЮДЕЙ. Если настоящих людей будет много, то все проблемы будут решены.
Гумилёва, я думаю, я прочту, рано или поздно, но сначала я бы хотел сформулировать и отточить свою концепцию, чтобы избежать влияния.